ИСТОРИЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В РОССИИ

В начале ХVIII-го века,в царствование Анны Иоановны (1730-1740), в России появляется новый вид развлечений — кукольные спектакли, с которыми гастролируют как правило кукольники из Италии, Англии, Бельгии и других европейских держав. Поначалу деревянных артистов в России обозначают «выпускными», но очень скоро в русском языке появляется новое слово «марионетка». Если внимательно изучить сохранившиеся с тех дальних времен афиши, то возможно отметить три основных момента: первый — кукольные спектакли до середины ХIХ-го века представляют иностранцы, второй — в основе представлений преобладает разговорный жанр с небольшими танцевальными элементами, третий — для кукольных представления арендуются театральные или домашние залы. Современные исследователи театра могут только предполагать какими темпами чужеземные марионеточные действа проникали в российскую культуру и традиции, ведь подробных описаний тех времен практически не сохранилось.

В конце ХIХ-го века марионеточные выступления непременно можно было наблюдать на всяком народном гуляньеистория кукольного театра, детский кукольный театр, спектакли для детей, театр в детском саду, кукольный театр для маленьких, кукольный театр на дом или ярмарке,но теперь уже российские актеры забавляли публику. Одним из ярчайших представителей артистов-кукольников конца ХIХ и начала ХХ веков являлся Иван Афиногенович Зайцев благодаря рассказам которого сохранились некоторые подробности о заключительном периоде марионеточного российского театра. Иван Афиногенович был весьма одаренным человеком и помимо актерского мастерства, виртуозно владел техниками изготовления самих кукол. Супруга Зайцева — Анна Дмитриевна Триганова была верной соратницей своего мужа, она создавала костюмы для кукол и также водила их на представлениях. Зайцев был первым актером-кукольником, получившим звание заслуженного артиста российской республики. Более четырех лет он прослужил в Центральном театре кукол, участвуя в спектаклях новой театральной волны, при этом, он всё же хоть иногда, но демонстрировал свою авторскую программу выполненную в традиционном стиле с марионетками исполняющими всевозможные забавные цирковые номера. Эти удивительные куклы по сей день хранятся в Центральном театре кукол и сегодняшние маленькие зрители имеют возможность увидеть их, благодаря выставочной композиции, познакомиться с историей кукольного театра.. Выдающийся режиссёр и артист кукольного театра Сергей Образцов с большой теплотой и признательностью описывал свои встречи с Зайцевым:»Чем больше я знакомился с творчеством Зайцева, тем более росло моё уважение к его творческой. Рядом с ним я ощущал себя любителем, а он был настоящим профессионалом в своей удивительной профессии.

Уже в ХХ веке марионеточные куклы были практически полностью вытеснены с театральных история кукольного театра, детский кукольный театр, спектакли для детей, театр в детском саду, кукольный театр для маленьких, кукольный театр на домподмостков, самими же кукольниками, но лишь Петрушка — центральный персонаж русского площадного театра, сохранил харизму своего образа и даже преобразился из тряпичной в деревянную куклу. В 20-х годах ХХ-го века, представления с использованием марионеточных кукол практически совсем исчезли, начиная уже с 30-х годов, на подмостках кукольных детских театров советского периода уже полновластно царствовали тростевые куклы управляемые актерами из-за ширмы снизу при помощи тросточек к которым крепились выразительные руки кукол. В наши дни еще встречаются энтузиасты-кукольники, которые несмотря ни на что стремятся возродить марионеточный кукольный театр и стараются добиться совершенства в управлении марионеточными куклами и возможно когда-нибудь подобный театр возродится и обретет прежнюю славу и зрительскую любовь.